Be ambient, join us!

Russian Ambient Label & Community

Шум вокруг нас

опубликовано: 2007-12-20

«В жизни есть дела поважнее, чем только наращивать её темп»
(М. Ганди)

Обращали ли вы когда-нибудь внимание на то, что рождается порой от необычного сочетания окружающих звуков? Когда мы говорим о шуме, у людей в голове чаще всего возникают неприятные ассоциации – что-то назойливое, раздражающее, от чего невозможно спрятаться и что не может вызвать ничего, кроме головной боли. И всё же пытайтесь хотя бы иногда прислушиваться к тому, что творится вокруг, когда вы в одиночестве.

У одиночек всегда остаётся больше времени, чтобы заметить то, о чём мы чаще всего забываем, находясь в компании. Ф. Кафка справедливо заметил: “Жизнь всегда отвлекает наше внимание, и мы даже не успеваем заметить, от чего именно”. Здесь самое время вставить моё любимое выражение “атмосферное восприятие мира”, хотя в данном случае это не совсем правильно. Более точным выглядело бы, например, такое определение, как «восприятие атмосферы окружающего мира».
Помню, как когда-то давно меня поразил концерт классической музыки, услышанный на стройке. Могучие и возвышенные звуки симфонического оркестра причудливо искажались маленьким хрипящим радио, к этому активно примешивались пулемётные очереди отбойных молотков, визжание электрических пил, лязг цепей подъёмного крана и отдалённые крики рабочих. Не отсюда ли черпали вдохновение пионеры индустриальной музыки?
В другой раз я остался один в университете на шестом этаже. Ветер протяжно завывал за окном, в окна хлестал дождь, мерно отсчитывали свой незамысловатый ритм падающие с потолка капли. Из-за яростных порывов ветра, бушевавшего снаружи, оконные рамы гудели так громко, что иной раз даже не верилось, что следующий налетевший со стороны моря шквал не унесёт и не закрутит в бешеном вихре солидный кусок стены. Из дюжин располагавшихся по коридору кабинетов доносились нестройным гулом голоса преподавателей, которые, сталкиваясь и смешиваясь в неподвижном воздухе, образовывали причудливое многоголосое эхо. А при этом где-то внизу рабочие переносили какой-то тяжёлый металлический предмет, и был слышен отчётливый стук железа о пол. Несколько секунд тишины, показавшиеся мне вечностью. И вдруг откуда-то с другой стороны раздался душераздирающий лязг, как будто кто-то открывал заржавевший почтовый ящик. Несколько лампочек на потолке погасло. Вокруг воцарился призрачный полумрак, только последние бледные лучи заходящего солнца цеплялись за стены. То и дело возникало желание обернуться, а ноги сами обходили затемнённые углы. Стоило мне вдобавок к этому включить на плеере соответствующий обстановке мрачный эмбиент, как вся окружающая атмосфера - звуки, тени, страхи навалились на меня обезумевшей гурьбой, словно желая поставить меня на колени, раздавить, перемолоть, уничтожить, а жалкие останки растворить в густом сумраке умирающего дня…
Как-то раз я прогуливался по берегу моря. Серые холодные водные массы облизывали потрескавшийся от времени и прибоя пирс. Цепи гигантских вышек и оборванные провода раскачивались в такт порывам ветра, а ржавые металлоконструкции и прочие механические порождения рук человеческих усиливали эхо так, что всё вокруг оглашалось протяжным жалобным скрипом и низким гудением. Этим звукам вторил гудок далёкого корабля, маячащего в туманной дымке горизонта.
Невероятно! Теперь я понимаю, что красивая легенда о Брайане Ино, человеке, придумавшем эмбиент, вполне могла быть в действительностью. Говорят, что он однажды попал в аварию и долгое время находился в больнице, прикованный к постели. От скуки он стал прислушиваться к звукам, которые доносились из открытого окна, и уловил в этом некую скрытую гармонию. После выздоровления бывший арт-рокер начал экспериментировать со звучанием и вскоре на свет появилась его первая эмбиентная запись, давшая начало новому стилю в электронной музыке. Известно, что Ино очень вдохновили аэропорты, в частности их просторные залитые солнечным светом помещения с огромными окнами. Поэтому первый его атмосферный релиз носил название “Музыка для аэропортов”. Моему удивлению не было предела, когда спустя почти тридцать лет в британском аэропорту Хитроу я услышал доносящийся из незаметно расположенных на потолке колонок мягко струящийся эмбиент маэстро.
А что же тогда говорить о заброшенной, заросшей колючим бурьяном спортивной площадке, окутанной густым туманом по утрам… Её забытая территория ещё помнит весёлые детские возгласы, но сейчас только монотонное гудение трансформаторной будки неподалёку, да свист неугомонных ветров нарушают спокойствие этого места. Постаревшие деревья тенистых городских аллей хранят шепот прогуливавшихся здесь когда-то парочек, охваченных романтическими порывами. В их кронах наверняка живут крохотные крылатые эльфы, собирающие сотни рассказанных под этими деревьями истории и записывающие их невидимыми чернилами на миллионы зелёных листьев…
Порой удивляешься, до чего же много источников вдохновения вокруг нас. Не забывайте иногда обращать внимание на то, что шумит вокруг нас. Ведь не случайно в старину говорили: шум - это голос богов.

Paul Donetz Copyright 2007. Made @ Ambione Foundation